главная
карточные игры
карточнык фокусы
пасьянсы
словарь терминов
гостевая книга
l-z.narod.ru

Железка

Железка, Железная дорога, Шмон-де-Фер

    Пожалуй, ни одна карточная игра не имела столь печальной судьбы. Попав в Россию из Франции только в начале ХХ века, "Железная дорога" феноменально быстро завоевывает популярность. В нее играют во всех игорных домах России и на всех сборищах азартных игроков. Об игре упоминают многие писатели и поэты, обращающиеся в этот период к теме азарта, игры, корысти. Создается даже своеобразный фольклер игры. После революции "Железка" исчезает с такой же скоростью, с какой до этого появилась и уже в 20-х годах практически не встречается, просуществовав в России всего около 10-15 лет.

    В игре участвуют от 2 до 5 человек. В клубах и игорных домах - до 12. На каждого играющего необходима одна колода из 52 листов. Карты имеют следующую стоимость: туз - 1 очко, К, Д, В, 10 - ноль ("жир"), остальные по достоинству.

Карты собираются в одну колоду и тасуются (обычно несколькими игроками). Сдатчик собирает перетасованную колоду и дает ее снять сидящему по правую руку. Стопка снимается на две или три части. Верхняя карта снятой стопки всовывается поперек в середину колоды. Карты кладут на узкое блюдо боковым ребром вверх, рубашкой к игрокам. Подрезанная карта становится поперек колоды, т.е. стоймя. В клубах и игорных домах для укладки карт употреблялся специальный лоток. В 1913 году была изобретена и вошла в употребление машинка, в ящик которой вдвигались приготовленные карты. Сильная пружина давила на колоду. Из отверстия ящика всегда готова очередная карта и нельзя коснуться остальных.

     Банкомет ставит банк. Например, 10 рублей. Игрок, сидящий слева от банкомкта, ставит любую сумму, но не более банка. Если поставленная понтером ставка менее банка, то следующий может ставить на часть или весь остаток. Также и следующие игроки по очереди имеют право ставить свои ставки в остатке банка.

     Например, первый понтер ставит 1 рубль, второй - 6 рублей, третий - 3 рубля. Больше ставить никто не имеет права, так как сумма, поставленная тремя понтерами, равна банку. Если сумма банка ставками не покрыта, то банкомет снимает излишек и громко объявляет: "В банке... (столько-то)". В нашем примере, если третий понтер ставит не 3, а 2 рубля и никто ставить на остаток банка не хочет, то банкомет снимае 1 рубль и объявляет: "В банке девять рублей". Это объявление одновременно означает, что ставки более не принимаются.

     Затем банкомет, не дотрагиваясь до других карт, одним указательным пальцем правой руки сдвигает верхнюю карту приготовленной колоды и подвигает ее игроку, имеющему право вести игру. Это право принадлежит понтеру, поставившему более всех независимо от его местоположения (в нашем примере - второму игроку, поставившему 6 рублей). Затем банкомет придвигает карту себе, затем вторую понтеру и вторую себе.

Банкомет и понтер смотрят свои карты. 8 и 9 очков ("дамблэ") открываются и считаются выигравшими сразу. Если оба имеют по 9 или 8 очков ("En-carte"), то карты скидываются и метка продолжается.

     Если ни понтер, ни банкомет не имеют 8 или 9 очков, то игроки имеют право прикупать не более одной карты. Первым, объявляя: "Покупаю", прикупает понтер, затем - банкомет.

     Карты после прикупки открываются и определяет выигравший.

    Выигрывает имеющий больше очков на руках. Очки считаются в пределах девяти. Десять и кратное десяти откидывается, т.е. шестнадцать равно шести и т.п.

    При выигрыше понтера игра продолжается со следующим поставившим максимальную сумму (в нашем примере - третий игрок), затем - со следующим.

    При выигрыше банкомета объявляется новый банк и предлагается сделать новые ставки. После срыва банка следующим банкометом становится игрок, сидящий по левую руку от предыдущего.

    Отыгранные карты сбрасываются в конец колоды. После выборки карт до подрезанной тасовка и подрезка повторяются.

    Особые правила:

  • Банкомет, взявший ставку понтера открытием 8 или 9 очков ("дамблэ"), имеет право снять со стола половину образовавшегося банка и продолжать метать. Например, было 10 рублей. Проиграно в банк всего 6. Всего в банке стало 16 рублей. Банкомет снимает 8 рублей, оставляя в банке 8 рублей. Дамблэ можно снимать неограниченное число раз, но можно и не снимать.
  • Выиграв три раза подряд, можно заявить: "Продаю банк". Желающий купить объявляет: "Покупаю". При нескольких желающих первоочередное право у игрока, сидящего слева от банкомета. Продавший забирает весь банк. Купивший ставит всю забранную оттуда сумму и мечет банк. Если банк купившего сорван, следующим банкометом становится игрок, сидящий по левую руку от продавшего.
  • Каждый понтер имеет право прекратить игру в любой момент и не участвовать в дальнейшем розыгрыше.

| назад |

lizard@au.ru
Hosted by uCoz