главная
карточные игры
карточнык фокусы
пасьянсы
словарь терминов
гостевая книга
l-z.narod.ru

Преферанс

    Преферанс - французская разновидность виста, игра, издавна популярная в России. Играют от двух до четырех человек, лучший вариант - вчетвером. Используется преферансная (пикетная) колода из 32 карт - от семерок и старше. Старшинство мастей при торговле от низшей к высшей: пики, трефы, бубны, черви.

    Раздающий определяется жеребьевкой, в дальнейшем карты сдают по очереди. Следует сдавать по две карты, а две карты откладывать - в прикуп, причем, не в первую и не в последнюю очередь.

    Каждый игрок получает по десять карт, козыри не открываются. После сдачи карт начинается этап торговли. Первым объявляет игру сидящий слева от сдающего, заявляя количество взяток, которые обязуется взять, и масть. Наименьшей заявкой может быть шесть в пиках, наивысшей - десять взяток без козырей. Если первый торгующийся объявляет пики, второй, если он решил участвовать в торговле за право играть, объявляет "шесть треф". Это означает, что он может играть шестерную игру на любых козырях, кроме пик. Соответственно третий торгующийся, объявляя "шесть бубен", обязуется играть в начальную (минимальную) игру на бубнах и червах. после этого очередь заявить о своих намерениях вновь приходит к первому участнику.

    Участник, начинающий торговлю (объявляющий "шесть пик"), имеет еще одно преимущество перед остальными участниками торговли. Оно заключается в том, что, когда право объявить свои намерения приходит к этому участнику в очередной раз, он, если намерен продолжать торговлю, может сказать "мои", как бы отобрав у предыдущего торгующегося право играть на объявленной им масти. Например, первый участник говорит "шесть пик", второй говорит "пас" (выбывает из торговли), а третий заявляет "шесть треф". Теперь слово вновь у первого участника, и он, если хочет продолжать торговлю, имеет право, сказать "мои", как бы повторить объявление "шесть треф", вынуждая третьего участника менять масть.

    Следует помнить, что любой участник игры, когда наступает его очередь объявить свои намерения (на "своем слове"), может отказаться от торговли, то есть от игры, сказав "пас". В этом случае дальнейшая торговля происходит между оставшимися двумя игроками. Так продолжается торговля за право играть. Последнее объявление - на низшем уровне, так как шестерная игра самая дешевая. "Шесть без козырей" означает, что объявивший может играть шестерную игру, не назначая козырной масти, или более дорогую игру на любых козырях. Если после этого объявления намерение играть у участников сохраняется, торговля вступает в новый виток, аналогичный начальному, однако на более высоком, дорогом уровне - на уровне семерной игры, при которой участники обязуются взять не менее семи взяток.

    Торговля продолжается до тех пор, пока не останется один торгующийся (остальные двое сказали "пас"). Этот участник получает право играть и воспользоваться прикупом. Отказаться от игры он уже не имеет права.

    Прикуп показывается всем участникам, после чего играющий, который победил в торговле, может заменить картами из прикупа любые свои две карты. Эти две ненужные ему карты он откладывает (сносит), не показывая их другим участникам игры. После того как снос сделан, играющий объявляет игру. Игра не может быть меньше чем та, до которой дошли при торговле. Например, если играющий при торговле дошел до "семи треф", он не имеет права играть шестерные игры и "семь пик". Увеличивать же стоимость игры после получения прикупа можно как угодно. Скажем, играющий при торговле получает прикуп на "шесть червей", а после сноса объявляет "девять без козырей".

    После того как игра объявлена и снос сделан, два остальных участника объявляют о своих намерениях по участию в процессе розыгрыша взяток, говоря "пас" или "вист". Сказавший "пас" выражает этим отказ от участия в розыгрыше, сказавший "вист" - намерение участвовать в нем. Фактически вистующие (или вистующий) выступают против играющего. Их задача - не только взять взятки, на которые не претендует играющий, а при определенных условиях взять взятку (или часть взяток) из числа объявленных играющим.

    Например, играющий объявил "семь треф". В случае точной оценки игры играющий берет семь взяток, а три отдает вистующим (у каждого по десять карт). Если играющий берет шесть взяток, он игру проиграл и на него пишутся штрафные очки в гору.

    При шестерных играх вистующие должны взять четыре взятки (в противном случае они штрафуются); при семерных играх вистующие должны взять не менее двух, при восьмерных и девятерных - одну взятку.

    Противник разыгрывающего может пасовать, не желая принимать участия в розыгрыше. В этом случае второй противник разыгрывающего имеет две возможности:
1. Вести игру самому (вистовать) с помощью карт спасовавшего участника, причем играть можно втемную, то есть с закрытыми картами, или карты открываются (что делается до хода). Игрок, приглашенный играть втемную, сам решает, какие карты сбрасывать. При игре раскрытыми картами распоряжается тот, кто приглашал, то есть вистующий.
2. Без игры согласиться на минимальное количество взяток (при шестерной игре на две, при семерной - на одну).

    Если оба противника разыгрывающего пасуют, игра считается сыгранной без вистов, разыгрывающему записывается выигрыш.

    Представленная таблица предназначена для записи игры с четырьмя участниками. Каждый участок этой таблицы имеет свой название и предназначен для следующих конкретных записей:

Таблица к игре преферанс

гора - для записи штрафов за несыгранные игры или недобранные висты;
пуля - для записи сыгранных игр;
висты на 1, 2, 3, 4 - места для записи вистов на остальных участников со стороны записывающего.

    Первым всегда ходит участник, сидящий слева от сдающего. Обязательно ходят в масть и бьют козырем при отсутствии масти. Бить старшей картой не обязательно. Очередной ход делает игрок, взявший предыдущую взятку.

    За выигранную игру разыгрывающий записывает себе соответствующее количество очков в собственную пулю, а именно: за заявленную и сыгранную шестерную игру в любой масти - 2 очка, за семерную - 4, за восьмерную - 6, за девятерную - 8, за десятерную и мизер - 10 очков.

    Если разыгрывающий взял в розыгрыше больше взяток, чем заявлял, он записывает себе только за количество взяток, которые обязался взять при объявлении игры после сноса. Если разыгрывающий не возьмет объявленного количества взяток, то есть останется без одной, двух и т.д., то ему пишут в гору отрицательные очки по следующим расценкам за одну недобранную взятку: при заявке шести взяток - 2 очка, семи взяток - 4, восьми взяток - 6, девяти взяток - 8 и десяти взяток - 10 очков.

    Оставшись без трех при обязательстве взять восемь (то есть тогда, когда игрок взял только пять взяток), он пишет в гору 3*6=18 очков. После окончания розыгрыша пишутся также висты на партнеров по расценке: за каждую взятку, взятую вистующим, при заказываемых шести взятках - 2 очка, при семи взятках - 4 очка, восьми взятках - 6, девяти взятках - 8 и при десяти взятках - 10 очков.

    Если разыгрывающий при розыгрыше не набрал заявленное количество взяток, вистующим добавляется к фактически полученным взяткам также количество взяток, недобранных разыгрывающим. Например, если разыгрывающий заявил семь, а взял пять взяток, он остался без двух. Первый вистующий взял три взятки и получил за них (3+2)*4=20 вистовых очков, засчитав дополнительно две взятки, недобранные разыгрывающим. Второй вистующий взял две взятки и на тех же основаниях записывает себе (2+2)*4=16 очков за висты.

    Если разыгрывающий обязуется взять все десять взяток, теоретически невозможно получить очки за вист: ведь чтобы их получить, вистующему надо взять одну взятку, а это означает, что разыгрывающий остался без одной и вистовые очки, по вышеперечисленному правилу, будут составлять (1+1)*10=20 очков.

    При игре с приглашением, когда вистующий приглашает пасующего игрока принять участие в розыгрыше, вистующий в случае поражения играющего добавляет себе при записи дополнительные висты за приглашение, равные сумме очков за недобранные играющим взятки. Например, если разыгрывающий должен был взять девять взяток, но взял семь (остался без двух), один игрок пасовал, другой вистовал и пригласил первого, то в сумме вистующий записывает [3+2 (без двух)+2 (за приглашение)]*8=56, то есть 56 вистовых очков (или вистов).

    Все взятки и очки записываются вистующему независимо от того, кто из двоих взял взятки. Приглашенный не получает ничего, но зато и не отвечает, если вистующий не выполнит своих обязательств по взятию положенных вистов. Если вистующий останется без одной или без двух положенных ему взяток, то он записывает себе такие же штрафные очки, как и разыгрывающий.

     Если пасуют все три игрока, проводится бескозырная игра - распасовка, при которой желательно взяток не брать. Штрафные в гору записывают всем, взявшим взятки, по расценкам шестерной игры. При распасовке в игре вчетвером за взятки, полученные картами, лежавшими в прикупе, записывает штрафные очки сдававший. При игре втроем карты, лежавшие в прикупе, показывают масть, а взятка достается игроку, положившему старшую карту, без учета значений карт прикупа. Распасовка начинается с открытия первой карты прикупа. После первой взятки открывается вторая карта прикупа. После второй взятки ход делает игрок, сидящий слева от сдававшего.

     Игрок, который закрывает собственную пулю, набрав оговоренную в начале сумму очков, и далее принимает участие в игре ("оказывает помощь"). Этот игрок все выигранные очки записывает в пулю игроку, которому осталось меньше до выигрыша, получая взямен соответствующее количество вистовых очков на того же игрока в количестве 1:10 (за 30 очков в пулю, например, пишет 300 очков вистовых).

     Кагда все игроки закроют свои пули, игра заканчивается и происходит подсчет очков (пуля расписывается). Вначале расписываются горы. Как это делается, легче показать на примере. На рис. 1 (а, б, в, г) показаны последовательные стадии этой операции на фрагментах, представляющих участок таблицы с горой участников. Сначала горы умножаются на 10 и сокращаются путем вычитания минимальной горы - это так называемая "амнистия", ее результат приведен на рис. 1, б. В нашем примере у всех вычитается 10. Потом все горы суммируются: 60+140+220=420. Суммарная гора делится на количество участников, и эта величина прибавляется каждому со знаком плюс, в то время как оставшиеся после сокращения горы являются отрицательной величиной. Операция и ее результат отображены на рис. 1, в, г. Проверка правильности расчета - нулевая сумма приведенных гор.

     После этого подсчитываем разницу в вистовых очках попарно для всех игроков. Положительные и отрицательные величины суммируются для каждого игрока, и результат с соответствующим знаком (плюсом или минусом) суммируется с результатом подсчета горы (рис. 1, г). Это и будет чистый выигрыш или проигрыш.

     Ниже приводится свод правил игры, поведения и тактических советов для различных (не всех, а только типовых) ситуаций, возникающих при игре в преферанс, которые накоплены за долгую практику. Советы касаются классического варианта, описанного в старых руководствах по этой игре, но они не потеряли своей актуальности, хотя и не все применяются в современных условиях.

     До окончания сдачи игроки не должны трогать и тем более смотреть свои карты во избежании претензий при неправильной раздаче. Карты пересдаются, если: а) какая-нибудь карта откроется при сдаче; б) у одного из игроков окажется неправильное число карт - больше или меньше; в) если раздающий раздал карты не в свою очередь и карт при этом никто не смотрел. При игре вчетвером раздающий не должен смотреть прикуп.

    При торговле надо строго соблюдать очередь, договаривать свои масти до конца, не останавливаясь на полдороге, потому что неправильное объявление своей масти вводит в заблуждение партнеров.

    Не имея верных взяток, а также верного выхода, не следует вистовать. Выход полагается делать с масти, к которой прикупал другой вистующий, или со своей собственной, но при наличии на руках туза (короля) с двумя тремя картами той же масти или же туза с четырьмя (не менее) картами той же масти. В этом случае надо ходить с туза (короля) и маленькой (фоски).

    Вистующий ход под играющего (разыгрывающего) с маленькой (когда играющий сидит в середине), а под вистующего (когда играющий сидит последним) - с самой большой.

    Брать прикуп следует к пяти взяткам, имеющимся на руках, в расчете еще на одну в прикупе. При шести имеющихся взятках прикупить на семь, при семи - на восемь. При восьми на руках прикупать на девятую не рекомендуется, так как партнер, продолжительно торгующийся, должен иметь сильную карту. По теории вероятности, в прикупе - фоски чужой масти.

    После сноса карту из взятки забирать нельзя, даже если после нее никто своей карты не положил. Вистующие не имеют права подсказывать друг другу, с какой карты ходить, что сбрасывать и т.д. Карту надо сбрасывать в масти, если масти нет - класть козырь. Произвольную масть можно класть только при отсутствии нужной и козырей.

    Игру следует доигрывать до конца и оставшиеся на руке карты открывать только в случае оставшихся безусловных взяток. В противном случае, если играющий открыл карты, вистующие распоряжаются ими по своему усмотрению. Игрок, открывший карты преждевременно, не может далее взять их в руки, ими распоряжаются вистующие. Если при этом играющий не возьмет законное число взяток, то записывается положенный штраф.

    При записи в пулю партнеру (помощь) играющий пишет на этого партнера в висты число очков, в 10 раз большее записи в пулю. К примеру, если он вписал в партнеру 2, то записывает на него 20 вистов. Игрок, назначивший игру и не взявший нужное число взяток, записывает штраф в том же размере, какой положен при выигрыше. Вистующий, недобравший взятку, пишет в гору очки по игре. Если при назначении игры одним из игроков оба другие пасуют, списывание производится без разыгрывания.

    Если один пасует, а другой вистует без приглашения, число обязательных взяток изменяется: при простой игре следует взять две взятки, при игре семь, восемь, девять - одну. Как показывает опыт, на игру восемь и девять без приглашения никто не вистует. Пасующий имеет право, не получив приглашения, сам пригласить вистующего и определить, раскрываться или играть в темную.

    Игру без козырей при своем первом ходе можно назначать, имея на руках: туза и короля плюс четыре фоски той же масти; туза, короля, даму и три фоски и еще туза; три туза с фосками плюс короля, даму, валета, десятку одной масти. Вообще требуется шесть безусловных взяток для того, кто делает первый выход. При этом ходить следует с короля, чтобы отнят у вистующих туза.

    Чтобы играть бескозырную за рукою (то есть без права первого выхода), надо иметь все четыре туза и при одном из них короля, даму или двух королей. Риск невелик даже при наличии трех тузов, двух королей и короля без туза.

    Вистовать при бескозырной рискованно, разве что с приглашением в открытую. Если назначивший выходит первым, риск, безусловно, возрастает. Надо иметь по крайней мере два туза, или туза и короля, или туза одной масти и даму и короля другой.

    По соглашению игроков назначается консоляция - плата, которую получает сдающий со взявшего прикуп, если в нем оказывается туз (одна взятка) или два туза (две взятки). Сдающий, кроме того, за каждую недобранную взятку записывает на игравшего взятку в графу "висты".

    При распасовке сдающий ходит с прикупа, с первой произвольной карты, которую игроки стараются уступить ему, так же как и вторую. Затем ход передается игроку, сидящему слева от сдающего.

    Игрок, оставшийся без взяток при распасовке, вписывает в пулю единицу. Козырей в распасовке нет, но играть надо в масть. При распасовке проверяются и подсаживаются игроки, которые пасуют при хороших картах, чтобы подсадить партнеров, заказывающих рискованную игру.

    При распасовке лучше всего сносить, если нет масти, старшую фигуру короткой масти. Длинные масти с большими фигурами представляют меньший риск. Если на руках туз, король и две фоски в пиках, король и две фоски в бубнах, дама и две фоски в червах, то при выходе с трефы вначале сносят короля бубен, потом даму червей. Если после этого придется сделать выход, то лучше пойти в бубну или черву. При ходе в пику можно уверенно сбрасывать с рук маленькие пики без риска взять взятку.

    К мизерам брать прикуп можно, когда на руках нет ни одной взятки и карты находятся в одном из следующих раскладов: туз с четырьмя фосками и все прочие - фоски, если при всех фосках имеется валет с семеркой или восьмеркой (когда дама - уже более рискованно, если нет ренонса в другой масти). Можно брать прикуп к королю с тремя фосками, если все остальные - фоски. Туз, восьмерка и семерка - негарантированный мизер, а туз, десятка, восьмерка, семерка - практически беспроигрышный. Большой риск представляют король, девятка и восьмерка, а также просто девятка и восьмерка. Играющий мизер никогда не должен перекрывать взятку.

     Из этого правила можно сделать исключение при таком раскладе: четыре карты этой масти, при восьмерке и десятке, на руках у играющего мизер, а другие четыре той же масти, при семерке и десятке, - у одного из вистующих и он выходит с семерки; тогда, чтобы уменьшить неизбежный штраф, следует семерку перекрыть самой старшей картой той же масти и ходить с безопасной.

    С масти, которой у играющего нет, ходить более не стоит, чтобы он не снес на нее опасные для себя карты. Эти опасные карты вистующие могут определить на четвертом-пятом ходу. Вистующим на мизер обязательно приглашать партнера, то есть играть в открытую. Малейший промах вистующего спасает играющего от штрафа. Все взятки при мизере могут просматриваться всеми игроками. Мизер при торговле перебивается девятерной игрой.

    Вистующие при сносе (сбрасывании карты не в масть) в первую очередь сносят карту сильной масти, а потом прочие. Это условно показ масти партнеру, чтобы он берег эту масть и знал, чем ходить в свой ход. Масть, наличие которой предполагается у играющего, сносить не следует.

    Оба вистующих одинаковую масть не сносят. Каждый сбрасывает масть, показанную товарищем. Так, если первый сбросил трефу и указал этим, что трефа у него масть сильная, второй сбрасывает трефу, предварительно сбросив, например, черву, чтобы продемонстрировать свою сильную масть, которую и начнет сносить первый.

| назад |

lizard@au.ru
Hosted by uCoz