главная
карточные игры
карточнык фокусы
пасьянсы
словарь терминов
гостевая книга
l-z.narod.ru

Вист

    Это - национальная английская игра, популярная до настоящего времени. Многие ее элементы вошли в другие карточные игры (преферанс, бридж). Обычно в нее играют вчетвером, но можно играть и вдвоем, и втроем - с болваном, то есть с открытыми картами, пополняющими недостающее число игроков. Правила от этого не меняются. Рассмотрим правила игры для четырех игроков.

    Игра парная - два игрока играют против двух игроков, играющие вместе (партнеры) сидят друг против друга. После каждого робера (две партии) партнеры меняются. Партнеры не могут играть друг с другом по своему желанию. Каждый из них играет с тем, с кем определила ему играть карта, вынутая из колоды: младшая карта играет с младшей, старшая - со старшей. Первым сдает тот, кто выбирает место, т.е. тот, у кого самая младшая карта. Колоду снимает противник, сидящий направо от сдающего. Карты сдаются по одной. Сдача начинается с партнера, сидящего с левой стороны. Последняя карта открывается сдающим и остается на столе на некоторое время - она определяет козырь.

    Сдающий, посмотревший или показавший последнюю карту, которая будет козырем, раньше времени, теряет право сдавать. Никто во время сдачи не должен ни смотреть, ни собирать своих карт. Карта, открытая во время сдачи до объявления козыря, обязывает к пересдаче. Если игрок сдал карты вне очереди по ошибке и открыл козыря, партия играется, если это специально не оговорено. Первый ход всегда принадлежит игроку, сидящему слева от сдающего, следующий - взявшему взятку. Каждый игрок обязан сносить требуемую масть, но не обязан ее перебивать. Если масти нет, можно сносить карты другой масти по своему усмотрению или перебивать козырем. Взятка берется тем игроком, который положил самую старшую карту.

    Если игрок, имея требуемую масть, не дает ее, а сбрасывает другие масти или перебивает козырем (ренонс), то он штрафуется на 5 очков в пользу противника или на три взятки, которые контрпартнеры берут себе. Ренонс не считается до тех пор, пока взятка не закрыта. Но противники имеют право сразу потребовать, чтобы промахнувшийся положил или старшую, или младшую карту нужной масти. Игроку разрешается спросить своего партнера, не дающего требуемой масти, не ошибается ли он. Этим он снимает с себя штраф, а за все отвечает провинившийся. Если кто-то ходит не в свою очередь, то противники имеют право или признать карту, или требовать, чтобы партнер ходил с известной масти.

    Когда игрок, сидящий третьим от вышедшего, бросит карту раньше второго, то четвертый играющий может сбросить карту раньше своего партнера. Эту ошибку третий игрок исправить не может. Если один из игроков каким-нибудь способом не даст на взятку карту и будет продолжать игру с лишней картой, то противники имеют право или признать партию, или потребовать новой сдачи. В случае когда игрок снесет сознательно или случайно несколько карт на одну взятку, то противники имеют право настоять на том, чтобы он оставил на взятке ту или иную карту по их усмотрению. Картами, открытыми до окончания игры, распоряжаются противники. Смотреть можно только две последние взятки. Предпочтительно делать ход от длинной масти или от рядовых карт. Например, имея даму, валета, десятку, нужно ходить с дамы.

    Имея туза с маленькими, следует идти сначала с маленькой, потом с туза, имея короля с двумя-тремя картами той же масти, нужно идти с маленькой. От короля с одной картой той же масти (сам-друг) ходить нельзя. При даме с двумя картами той же масти (сам-третий) можно ходить только в исключительных случаях: если на других мастях лучших карт нет. Если партнер пошел с какой-нибудь масти, то другой партнер, взяв взятку, заходит с той же масти. Но если есть своя сильная масть, то сначала нужно идти с нее, а потом уже отвечать в масть партнера. Имея сильную масть, нужно ходить с самой старшей карты или с самой младшей, но ни в коем случае не со средней. Когда на руках не более трех козырей, козырять не следует, пока этого не захочет партнер.

    Если у партнера ренонс в какой-нибудь масти, то выгодно ходить к нему с этой масти, чтобы он мог укрываться маленькими козырями. Под козырь выгодно ходить, если противники уже козыряли и показывали тем самым, что у них много козырей. Поэтому, вместо того чтобы отдавать своих козырей на их онеры, лучше крыть ими масти. Если на руках хорошая масть, то необходимо козырять для того, чтобы противники не могли ее бить козырями. Следует ходить с козыря, когда их на руках четыре или пять. Не рекомендуется ходить с той масти, которой у вас имеются туз и дама. Нужно подождать выхода в эту масть своего партнера или противников и тогда прорезать дамой.

    На карту, выложенную партнером, целесообразно класть самую старшую. Если партнер пошел королем, своего туза поберегите - взятка и так ваша, а если дамой, а у вас на руках имеется туз и этот ход сделан в начале игры, сбросьте на даму мелкую карту, а тузом бейте в конце игры. С мастей, которых нет ни у одного из противников, ходить не следует. Ходить с дамы или валета, имея в этой масти еще одну карту, нужно только тогда, когда на руках нет игры. Подобным ходом партнер демонстрирует свою плохую карту.

    Когда игра разделилась между всеми четырьмя игроками, нужно скрывать свою игру. При наличии хорошей игры у вас или у вашего партнера следует продемонстрировать это первыми же ходами. Отвечать в масть противника никогда не следует, как нельзя и делать выход с одиночной карты. Это может ввести в заблуждение партнера. Гораздо лучше, имея на руках одиночную карту, подождать пока в эту масть не сходит противник. Следующим ходом вы сможете перебить эту масть своим козырем.

    Когда один из игроков продемонстрировал, что у него сильная определенная масть и делает ренонс в другой, то его партнер, если у него имеется одиночная карта его сильной масти, ходить с нее, а потом уже ходить в ту масть, которую тот будет перебивать козырями. В результате может получиться так, что оба партнера начнут перекрывать козырями масти, в которых у них ренонсы.

    Имея четырех козырей, не следует ими перекрывать карты, которые, по всей видимости, может взять партнер; при наличии менее четырех козырей и без онеров нужно бить подобные карты козырем. Имея короля и даму, целесообразно ходить со старшей карты, то есть с короля, но класть на взятку при постороннем ходе следует даму. Если же у вас туз и король, то нужно ходить сначала королем, чтобы тем самым показать партнеру, что туз находится у вас.

    При коронке, то есть тузе, короле и даме, первый выход должен быть с дамы. Имея на руках несколько козырей и чувствуя необходимость ходить с них, начинать следует всегда с самого старшего. Первой картой, которой заходит партнер, он демонстрирует свою слабую масть. Заходить с этой масти его партнеру при его ходе не следует.

    Главное условие игры - внимание к выходам как своего партнера, так и противников. Постоянно нужно помнить 26 карт (своих и партнера), которые необходимо угадывать. Причем вероятнее всего, что из десяти только в четырех случаях у игрока, сидящего слева, окажется более высокая карта той масти, с которой заходит игрок, сидящий справа. Также велика вероятность, что ваш партнер имеет по крайней мере две старших карты той масти, которая у вас слаба.

    Счет за онеры: за пять онеров, находящихся у одного из игроков или у двух партнеров вместе, записывается 5 очков, за четыре онера - 4, за три - 2 очка. Взятки собирает один из партнеров каждой стороны. Запись также ведется одним из игроков. Если у кого-нибудь из играющих упадет из рук на стол карта лицевой стороной, то противники вправе требовать, чтобы она оставалась все время открытой и ходить ей или положить ее на взятку тогда, когда они этого захотят. Сторона, окончившая две партии подряд или две из трех, выигрывает робер. За окончание партии приписывают 5 очков, за окончание робера 10 очков. Игрок, ведущий записи, над горизонтальной линией записывает онеры, коронки, штрафы, а под ней отмечает взятки.

    Для того чтобы окончить партию, следует в нижней записи иметь цифру 10 или, другими словами, нужно взять пять взяток. За каждую лишнюю взятку, взятую свыше шести законных, записывается по 2 очка. Двенадцать взяток, взятые одной из сторон, называются малым шлемом. За это приписывается, кроме 12 очков за взятки сверх шести, еще 10 очков к онерам. Тринадцать взяток называются большим шлемом, и, кроме 14 очков за взятки сверх шести, приписывается к онерам еще 20 очков.

    Проигранные партии пишутся сверху черты, а выигранные - снизу:

34
------

    Эта запись принадлежит стороне проигравшей. Запись выигравшей стороны:

------
12

    Чтобы выиграть полный робер, необходимо победить в двух партиях. Поэтому если какая-нибудь из сторон выиграет хотя бы с нулем, то есть при подсчете у них окажется меньше очков, чем у противников, то партия все-таки остается за ними.

    Например, записи были следующими:

10
3
4
2
5
5
10
-----
-----
6
4
6
4
5
    В итоге получилось: у первых 37 очков, а у вторых - 27. За вычетом 27 у первых остается 10 очков. Эту сумму записывают наверху:

10
------

    Вторые окончившие партию пишут:

------
0

За коронки записывается: туз, король, дама не козырные - 5 очков, козырные - 10; туз, король, дама, валет не козырные - 10, козырные - 20; туз, король, дама, валет, десятка не козырные - 15, козырные - 30; от туза до девятки не козырные - 20, козырные - 40; от туза до восьмерки не козырные - 25, козырные - 50 и так далее по двойки включительно, прибавляя к каждой лишней карте некозырной по 5 очков, а к козырной по 10. Можно играть в вист втроем. В этом случае каждому игроку по очереди придется играть с открытым болваном. Можно играть в вист вдвоем, то есть с двумя болванами. Счета и правила такие же, как и в висте для четверых.

Играют в вист и без козырей. Эта игра тоже не лишена интереса. Онерами в ней считаются тузы. Коронки считаются все как козырные, то есть имеют двойной счет.

| назад |

lizard@au.ru
Hosted by uCoz